Пятница, 29.03.2024, 13:35
Просроченный паспорт
Главная | БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: viktor200863  
Форум » Юридический раздел » ЖКХ : пробелы, проблемы и их решения » БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ (Откуда поступают дополнительные финансы)
БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ
Кризис2008-2020 Дата: Понедельник, 11.06.2012, 10:15 | Сообщение # 1

Кризис2008-2020
Offline
R: Генерал-полковник
Сообщений: 380
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств по определенному назначению, в том числе и для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.

Бюджетное финансирование получают и организации жилищно-коммунального комплекса.

Прежде всего определим, какие предприятия и организации относятся к ЖКХ комплексу, для чего обратимся к Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", утвержденным Приказом Росстата от 20 ноября 2009 г. N 269. Пунктом 5.11 названного документа к организациям ЖКХ отнесены организации по обслуживанию и ремонту жилищного фонда, организации коммунального комплекса (ресурсоснабжающие), многоотраслевые организации ЖКХ. Управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) и товарищества собственников жилья (ТСЖ) также включены в состав организаций ЖКХ.

Перечень организаций, осуществляющих деятельность в ЖКХ России, приведен в Приложении N 1 к Отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ России на 2008 - 2010 годы. В этот Перечень включены следующие организации:
- организации коммунального водоснабжения и водоотведения;
- организации коммунального электроснабжения;
- организации коммунального теплоснабжения;
- организации по эксплуатации газового хозяйства;
- подрядные и другие организации, оказывающие услуги в сфере жилищного хозяйства;
- многоотраслевые организации жилищно-коммунального хозяйства;
- управляющие организации;
- организации лифтового хозяйства;
- организации по озеленению городов;
- организации по ремонту и эксплуатации дорожно-мостового хозяйства;
- ремонтно-строительные организации, осуществляющие капитальный ремонт жилищного фонда;
- специализированные комбинаты радиационной безопасности "Радон";
- мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы;
- мусороперегрузочные станции, полигоны захоронения ТБО;
- организации по механизированной уборке и санитарной очистке поселений;
- организации ритуального обслуживания, в том числе организации похоронного дела;
- организации банно-прачечного хозяйства;
- организации гостиничного хозяйства;
- прочие организации жизнеобеспечения населения.

Рассмотрим бюджетное финансирование организаций ЖКХ, созданных в форме МУП.

Унитарным предприятием на основании п. 1 ст. 2 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Право хозяйственного ведения - это предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества.

В каких формах осуществляется бюджетное финансирование? Для ответа на этот вопрос обратимся к Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (далее - БК РФ). Анализ норм БК показывает, что основными формами предоставления бюджетного финансирования являются субсидии и субвенции, хотя ст. 6 БК РФ и не расшифровывает эти понятия. Между тем названная статья содержит определение бюджетных ассигнований, представляющих собой предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.

К бюджетным ассигнованиям согласно ст. 69 БК РФ относятся, в частности, ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, что следует из ст. 78 БК РФ. Субсидии предоставляются из федерального бюджета, из бюджета субъектов РФ, а также из местного бюджета. Причем нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять:
- категории и (или) критерии отбора юридических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Отметим, что в общепринятом понимании субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетное финансирование может быть направлено на покрытие убытков организации ЖКХ, на возмещение расходов по предоставлению льгот и субсидий населению, на капитальный ремонт жилищного фонда, а также на другие цели.

Особенностью деятельности организаций ЖКХ является реализация ЖКУ по государственным регулируемым тарифам. Убытки у организаций ЖКХ возникают в результате продажи населению или другим организациям товаров (услуг) по ценам ниже себестоимости в случае, когда такая цена определяется решением органа представительной или исполнительной власти.

Меры соц.поддержки в виде предоставления отдельным категориям граждан льгот по оплате ЖКУ предусмотрены рядом законодательных актов РФ, например:

Члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, согласно ст. 24 ФЗ от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", имеют право на компенсационные выплаты по оплате:
- общей площади занимаемых ими жилых помещений (в коммунальных помещениях - жилой площади), а также найма, содержания и ремонта жилых помещений, а собственники жилых помещений и члены жилищно-строительных (жилищных) кооперативов - содержания и ремонта объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах;
- коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда;
- топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и его доставки для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления.

Гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях, в том числе и членам их семей, проживающим с ними. Помимо этого гарантируется оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Такие же гарантии, согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 названного Закона, предоставляются инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
- граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава ОВД, Государственной противопожарной службы, проходивших службу в зоне отчуждения;
- граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
- граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.

Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате перечисленных ЖКУ Россия передает органам гос.власти субъектов РФ, средства на реализацию указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсации федерального бюджета в виде субвенций. Субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, форма предоставления мер соц.поддержки определяется НПА субъектов. Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, в противном случае Правительство РФ вправе осуществить взыскание средств.

По мнению Минрегиона России, изложенному в Письме от 17 декабря 2008 г. N 33913-АД/14, исходя из формулировки ст. 14 Закона N 1244-1 меры социальной поддержки предоставляются одиноко проживающим гражданам льготной категории населения на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а гражданам льготной категории населения, проживающим совместно с другими членами семьи, только на долю оплаты жилого помещения и потребленных коммунальных услуг, приходящихся на носителя льгот.

Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), гарантируется оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством РФ), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, а также оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы. Указанные меры социальной поддержки предусмотрены п. 17 ст. 2 ФЗ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О соц.гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". Названным Законом также определено, что средства на реализацию мер социальной поддержки предусматриваются федеральным бюджетом в виде субвенций, которые зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ. Эти средства носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Меры соц.поддержки инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предусмотрены ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов". В соответствии со ст. 17 этого Закона инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

Статьей 28.2 ФЗ N 181-ФЗ определено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам РФ на эти цели, по оплате ЖКУ определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры соц.поддержки, а также утвержденных Правительством РФ федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых ЖКУ на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются на счета бюджетов субъектов РФ, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Если средства использованы не по целевому назначению, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств.

В Письме Минрегионразвития России от 25 декабря 2006 г. N 14713-РМ/07 указано, что формулировка ст. 17 ФЗ N 181-ФЗ дает основание полагать, что меры соц.поддержки предоставляются одиноко проживающим инвалидам на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг, а инвалидам, проживающим совместно с другими членами семьи, - только на долю жилого помещения, приходящуюся на инвалида.

Льготы по оплате услуг ЖКХ для отдельных категорий граждан устанавливаются и другими НПА.. Перечень категорий граждан, имеющих право на получение мер соц.поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, приведен в Приложении N 5 к Приказу Минздравсоцразвития России от 28 марта 2005 г. N 243 "О порядке составления и представления сведений и списков лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки по оплате ЖКУ".

Как учитываются суммы поступившего бюджетного финансирования в целях бухгалтерского учета и налогообложения прибыли муниципальным унитарным предприятием? Для ответа на этот вопрос обратимся к положениям бухгалтерского и налогового законодательства.

Выше мы определили, что бюджетные средства организации могут получать только на определенные цели, то есть они являются целевыми. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название целевого финансирования.

Бухгалтерский учет средств целевого финансирования имеет свои особенности, в связи с чем в учетной политике организации следует утвердить свой порядок их учета в части получения и использования.

Нормативно-правовые документы бухгалтерского учета не содержат отдельного самостоятельного понятия целевого финансирования, тем не менее о том, какие средства учитываются в составе целевого финансирования, можно узнать из Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н .

Планом счетов бухгалтерского учета для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 "Целевое финансирование". Причем Инструкцией к счету 86 "Целевое финансирование" определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

О том, какие средства организации могут учитываться ею в качестве средств целевого финансирования, подробно сказано в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Исходя из специфики своей деятельности, в учетной политике организации следует закрепить виды средств, учитываемые ею в качестве целевого финансирования.

Так, например, если организация ЖКХ является продавцом услуг, цены на которые подконтрольны государству, или же продажа услуг осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на покрытие убытков или на компенсацию расходов, связанных с реализацией услуг по государственным ценам или с учетом льгот.

Если целевое финансирование осуществляется за счет бюджета, то средства, получаемые организацией, могут рассматриваться в качестве государственной помощи. Поэтому в такой ситуации организации придется руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N 92н.

Отметим, что в этом случае организации придется закрепить в учетной политике порядок поступления бюджетных средств в организацию.

Как следует из п. 5 ПБУ 13/2000, организация принимает бюджетные средства к учету при наличии следующих условий:
- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и тому подобное;
- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Причем в силу п. 7 ПБУ 13/2000 бюджетные средства в качестве целевого финансирования могут приниматься к учету по мере:
- возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам;
- фактического получения средств.

Учитывая то, что бухгалтерский стандарт содержит два варианта учета бюджетных средств в качестве средств целевого финансирования, в учетной политике организация должна закрепить тот, который будет ею использоваться.

Кроме того, в своем нормативном документе придется закрепить порядок отражения в бухгалтерском балансе остатка средств целевого финансирования.

В соответствии с п. 20 ПБУ 13/2000 остаток средств целевого финансирования может отражаться в балансе:
- по статье "Доходы будущих периодов";
- обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".

Как уже было отмечено, информация о средствах целевого поступления отражается организацией на счете 86 "Целевое финансирование".

Целевые поступления, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетами:
83 "Добавочный капитал" - при использовании средств целевого финансирования, полученного в виде инвестиционных средств;
98 "Доходы будущих периодов" - при направлении коммерческой организацией бюджетных средств на финансирование расходов и тому подобного.

Причем организация должна организовать ведение аналитического учета по счету 86 "Целевое финансирование" по назначению целевых средств и по источникам их поступления.

Напомним, что с точки зрения гл. 25 НК РФ все доходы налогоплательщика делятся на налогооблагаемые доходы и доходы, не учитываемые при налогообложении. Из состава налогооблагаемых доходов исключаются доходы, прямо перечисленные в ст. 251 НК РФ. Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, закрытый и не подлежит расширительному толкованию.

Так как средства целевого финансирования включены в данный перечень, то понятно, что суммы целевого финансирования не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. На это указывает и пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, при определении налоговой базы не учитываются.

Однако это возможно только при выполнении некоторых условий налогоплательщиком. Помимо соблюдения целевого использования полученных средств, налогоплательщик обязан организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Такие разъяснения даны Минфином России в Письме от 4 сентября 2009 г. N 03-03-06/1/574.

В Письме от 11 апреля 2008 г. N 03-03-06/4/26, применительно к ряду доходов, относящихся к средствам целевого финансирования, помимо соблюдения их целевого назначения предъявляются дополнительные условия исключения этих доходов из налоговой базы. Получатели доходов в виде целевого финансирования обязаны не только соблюдать их целевое назначение, но и выполнять иные, установленные источником средств целевого финансирования, условия их предоставления.

Например, источник средств целевого финансирования может определить допустимые формы и сроки использования средств, а также предусмотреть их расходование в течение определенного (длительного) периода. Соблюдение этих условий обязательно для предоставления льготы, предусмотренной пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Если нарушается целевое использование полученных средств, то организация должна включить полученные средства в налогооблагаемую базу. Причем в налоговую базу, помимо средств целевого финансирования, включаются и суммы доходов, полученных от их нецелевого использования. В Письме Минфина России от 19 августа 2009 г. N 03-03-06/4/68 финансисты указывают на то, что суммы процентов, полученных организацией от временного размещения целевых средств на депозитных счетах в банках, на основании п. 6 ст. 250 НК РФ учитываются в составе внереализационных доходов.

Если все средства целевого финансирования использованы не по назначению, то вопрос ясен - с них придется заплатить налог. А как быть в том случае, если использование полученных средств не по назначению осуществлено лишь в части целевого финансирования. Фискальные органы, конечно же, будут настаивать на том, что налогоплательщик обязан заплатить налог со всего объема целевого финансирования. Вместе с тем такого требования сам НК РФ не содержит.

ссылка ни источник и на продолжение: .....


Сообщение отредактировал Кризис2008-2020 - Понедельник, 11.06.2012, 10:18

Форум » Юридический раздел » ЖКХ : пробелы, проблемы и их решения » БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖКХ (Откуда поступают дополнительные финансы)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: