Воскресенье, 21.04.2019, 18:03
Просроченный паспорт
Главная | Решение о незаконности оплаты через РКЦ в РСО - Форум | Регистрация | Вход
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: viktor200863  
Форум » Юридический раздел » ЖКХ : пробелы, проблемы и их решения » Решение о незаконности оплаты через РКЦ в РСО (Тверь)
Решение о незаконности оплаты через РКЦ в РСО
viktor Дата: Понедельник, 14.01.2013, 00:53 | Сообщение # 1

viktor
Offline
R: Генерал-полковник
Сообщений: 967
Российская Федерация
Решение от 13 июня 2012 года № <Обезличен>
О признании незаконными действий по начислению потребителям коммунальных услуг
По делу № 2-1316/2012

Принято
Заволжским районным судом г. Твери (Тверская обл.)
13 июня 2012 года

Заволжский районный суд города Твери в составе:
председательствующего судьи Балясниковой В.Б.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Заволжского района города Твери Маклакова А.В.,
представителя ответчика ООО «Управляющая компания Заволжского района» Ивановой Н.А.,
представителя третьего лица - ООО «Тверьтепло» Иовлева М.В.,
при секретаре Васильевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Заволжского района» о признании незаконным действий по начислению потребителям коммунальных услуг, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», платежей за потребленные коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение в пользу ООО «Тверьтепло» и обязании начислять потребителям коммунальных услуг платежи за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации ООО «Управляющая компания Заволжского района»,
Установил:
Прокурор Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания Заволжского района» о признании незаконным действий по начислению потребителям коммунальных услуг, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», платежей за потребленные коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение в пользу ООО «Тверьтепло» и обязании начислять потребителям коммунальных услуг платежи за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации ООО «Управляющая компания Заволжского района».
В обоснование иска указал, что при проведении проверки прокуратурой Заволжского района по обращению Морозова А.Н. было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ потребителям коммунальных услуг в домах, управляемых ООО «Управляющая компания Заволжского района», направляются два платежных документа на оплату жилищно-коммунальных услуг. На основании дополнительного соглашения б/н от ДД.ММ.ГГГГ о замене стороны «Ресурсоснабжающей организации» по дополнительному соглашению б/н от ДД.ММ.ГГГГ к агентскому договору об оказании услуг по начислению, сбору и перечислению платежей населения за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение» и «Отопление»), заключенного между ООО «Управляющая компания Заволжского района», ООО «Единый расчетный кассовый центр», ОАО «Тверские коммунальные системы» и ООО «Тверьтепло», плата за коммунальные услуги - отопление и горячее водоснабжение, перечисляется ООО «Единый расчетный кассовый центр» напрямую ООО «Тверьтепло» посредством выделения из единого платежного документа на оплату жилищно­коммунальных услуг, оказываемых населению ООО «Управляющая компания Заволжского района» в рамках договоров на управление многоквартирными домами, и выставления отдельного платежного документа на коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение.
В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов. Расчеты с населением управляющая компания вправе производить как самостоятельно, так и с привлечением платежного агента. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений но социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Какие-либо другие основания для расчетов потребителей коммунальных услуг непосредственно с ресурсоснабжающей организацией законом не предусмотрены.
В соответствии с п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Иные лица не вправе принимать решения по указанным вопросам.
Данные полномочия реализованы Правительством РФ (Постановление Правительства РФ № 2 307 от 23 мая 2006 года), утвердившим Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. П. 3 Правил установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг: по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению.
Согласно п.п. 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Обязательным признаком статуса «исполнителя коммунальных услуг» является ответственность данного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Введение расчетов за коммунальные услуги непосредственно в пользу ресурсоснабжающей организации допускается только по решению общего собрания собственников жилья. ООО «Управляющая компания Заволжского района» своими действиями навязывает гражданам-потребителям коммунальных услуг иной порядок взаимоотношений с управляющей организацией.
Кроме того, указанные действия противоречат Закону РФ от 07.02.1992 № 2 2300-1 «О защите прав потребителей». Коммунальные услуги приобретаются гражданами для собственных бытовых нужд, поэтому являются потребительскими. В силу ст. 8 Закона потребитель имеет право на информацию об услугах, которая должна доводиться в наглядной и доступной форме до сведения потребителей способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей. Для коммунальных услуг такой способ установлен п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которому в платежном документе по коммунальным услугам должны быть указаны наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги.
Представляемые ООО «Управляющая компания Заволжского района» через платежного агента платежные документы не содержат сведений об услугах - горячее водоснабжение и отопление, а также их стоимости.
Официальные разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам даны в письме № 8166-PM/07 от 02.05.2007 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги» Министерством регионального развития Российской Федерации. Как следует из данного разъяснения, практика расчета размера платы за водоснабжение отдельно по тарифам «За тепловую энергию в горячей воле» или «на подогрев» и по тарифам на холодную воду недопустима. Как следует из данного разъяснения холодная вода и тепловая энергия являются ресурсами, которые перерабатываются в технологическом процессе приготовления горячей воды оборудованием в составе общего имущества в многоквартирном ломе, то есть потребителям в качестве услуг не поставляются.
Таким образом, ООО «Управляющая компания Заволжского района» в нарушение требований действующего законодательства, при отсутствии решений общих собраний собственников многоквартирных домов изменило порядок расчетов платы за коммунальные услуги.
В целях защиты прав неопределенного круга потребителей района в силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделен правом обращения в суд. При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В связи с тем, что в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ количество граждан, проживающих в многоквартирных жилых дома, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», постоянно изменяется при реализации гражданами права на выбор управляющей организации, а также посредствам реализации права на свободу выбора места жительства, гарантированного ст. 27 Конституции РФ, невозможно привлечь к участию в деле каждое лицо, чьи права нарушены, и нарушение прав граждан продолжается, в связи с чем прокурор обратился в суд с интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45, 254, 255 ГПК РФ, Законом «О защите прав потребителей», просит признать незаконными действия ООО «Управляющая компания Заволжско­го района» по начислению потребителям коммунальных услуг, проживающим в мно­гоквартирных жилых домах, расположенных на территории Заволжского района го­рода Твери и находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», платежей за потребленные коммунальные услуги отопление и горячее водо­снабжение в пользу ресурсоснабжающей организации; обязать ООО «Управляющая компания Заволжского района» начислять по­требителям коммунальных услуг в жилых домах в Заволжском районе города Твери по договорам управления платежи за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации ООО «Управляющая компания Заволжского района».
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Заволжского района города Твери Маклаков А.В. заявленные исковые требования поддержал полностью по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что основанием к предъявлению данных исковых требований послужило нарушение закона, выразившееся во введении расчетов потребителей за услуги непосредственно с ресурсоснабжающей организацией без решения собственников жилья, а также в нарушении прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в получении информации о наименовании услуг, количестве услуг, стоимости услуг. Ни одна из позиций по услугам, предоставляемым гражданам, не была обозначена в соответствующих квитанциях так, как это предполагает закон. В связи с этим нарушением потребитель не знает, за что он платит.
Представитель ответчика - ООО «Управляющая компания Заволжского района» Иванова Н.А. исковые требования прокурора Заволжского района города Твери не признала, суду пояснила, что начисление платы за горячее водоснабжение производится в порядке, установленном Дополнительным соглашением к Агентскому договору на оказание услуг по начислению, сбору и перечислению платежей населения за коммунальные услуги «горячее водоснабжение» и «отопление» от ДД.ММ.ГГГГ, где сторонами также выступают ОАО «Тверские коммунальные системы» (в настоящее время ООО «Тверьтепло») и ООО «ЕРКЦ». Данное соглашение было заключено по рекомендации администрации города Твери, которая одобрила такие договорные отношения. Нормы Жилищного Кодекса РФ не нарушены, поскольку на качестве предоставляемых услуг оплата непосредственно ООО «Тверьтепло» не влияет. Исковое заявление, поданное прокурором, фактически оспаривает законность указанного дополнительного соглашения со всеми последствиями, предусмотренными ст. 167 ГК РФ. Кроме этого, при подаче данного искового заявления можно определить круг лиц, в интересах которого он заявлен.
Представитель третьего лица - ООО «Тверьтепло» Иовлев М.В. в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, суду пояснил, что в соответствии с п. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Законодательством прямо не установлен запрет на осуществлении прямых расчетов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Ни в ст. 155 Жилищного кодекса РФ, ни в ином другом нормативном акте действующего законодательства РФ, подобный запрет не содержится. Между ООО «УК Заволжского района», ООО «Тверьтепло» и ООО «ЕРКЦ» заключен агентский договор, на основании которого ООО «ЕРКЦ» производит начисления жителям за коммунальные услуги и выставляет им квитанции, платежи по которым поступают непосредственно на расчетный счет ООО «Тверьтепло». Указанный договор соответствует действующему законодательству, так как не оспорен и не признан недействительным. Запрета на его заключение действующее законодательство также не содержит. Гражданским кодексом РФ предусмотрено право должника возложить обязанность исполнить обязательство на третье лицо. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом (ст. 313 Гражданского кодека РФ). В случае заключения между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией посреднического гражданско-правового договора (агентского, договора комиссии, поручения и т.д.) плательщики за коммунальные услуги (отопление и горячее водоснабжение) обязаны оплачивать указанные услуги по счетам ресурсоснабжающей организации в силу прямого указания на то в действующем законодательстве. Отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не может влиять, так как ст. 155 Жилищного кодекса - не единственное предусмотренное законом основание для перехода на прямые расчеты. При наличии состоявшейся гражданско-правовой сделки между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией по вопросу прямых платежей потребителей коммунальных услуг, такие потребители обязаны оплачивать указанные услуги напрямую ресурсоснабжающей организации. Внесение платы за потребленную тепловую энергию непосредственно на счет ресурсоснабжающей организации не нарушает прав и законных интересов жителей, учитывая, что размер платы, сроки и порядок внесения платы за потребленную тепловую энергию не изменяется. Выставление отдельного счета-квитанции позволяет обеспечить прозрачность платежей граждан за горячее водоснабжение и отопление, что в том числе положительным образом отражается на качестве поставляемых коммунальных услуг. Все начисления за горячее водоснабжение и отопление в домах, где не установлены общедомовые приборы учета, производятся на основании утвержденных нормативов потребления. Применение прямых расчетов позволяет обеспечить 95% сбор денежных средств от размера начислений, что, в свою очередь, гарантирует своевременные расчеты ООО «Тверьтепло» с организациями, участвующими в процессе выработки тепловой энергии, значительно уменьшаются риски ввода ограничений поставки ресурсов из-за их несвоевременной оплаты и, как следствие, нарушение прав и интересов граждан. Сами граждане, в отличие от многих управляющих компаний, заинтересованы в своевременной и полной оплате энергоресурсов их производителю (поставщику), которая позволит исключить проблемы со снабжением. П. 7.1. ст. 155 ЖК РФ направлен на защиту интересов граждан-потребителей коммунальных услуг от возможных злоупотреблений со стороны управляющих компаний. Законность перехода на прямые расчеты с использованием агентской схемы или иных гражданско-правовых сделок подтверждается практикой Федеральных арбитражных окружных судов. Основанием для обращения прокуратуры в суд стало обращение единственного жителя, мнение других граждан неизвестно. Полагает, что при подаче данного искового заявления можно определить круг лиц, в интересах которого он заявлен, так как он ограничен жильцами жилых домов Заволжского района города Твери, управление которыми осуществляет 000 «УК Заволжского района», поэтому прокурор не имел права обратиться в суд с данным иском.
Представители третьих лиц ООО «Единый расчетный кассовый центр», Администрации города Твери, Главного управления «Государственной жилищной инспекции» Тверской области судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного разбирательства дела извещены надлежащим образом. Ходатайств и заявлений об отложении дела слушанием, об уважительности причин неявки в судебное заседание в адрес суда не поступило.
Согласно заключения Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области выставление собственникам жилых помещений в многоквар­тирных домах г. Твери, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района» в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время двух счетов на оплату жилищно-коммунальных услуг: от управляющей компании на оп­лату услуг по содержанию общего имущества дома и коммунальных услуг, за исключением услуг по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению) и от ООО «Тверьтепло» на оплату услуг по теплоснабжению не соответствует законодательству, ущем­ляет интересы собственников жилых помещений в части реализации закрепленного законом права на предоставление полной и достоверной информации об услугах, пра­ва принимать Решение о порядке оплаты коммунальных услуг при исполнении дого­вора управления многоквартирным домом. Жилищный кодекс РФ дает право собственникам или нанима­телям помещений в многоквартирном доме принять установленным способом (на общем собрании) Решение об изменении порядка оплаты коммунальных услуг, а именно ресурсоснабжающей организации, в данном случае ООО «Тверьтепло», иные основания для расчетов потребителей коммунальных услуг, проживаю­щих в доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, непо­средственно с ресурсоснабжающей организацией законом не предусмотрены. В случае, если собственники жилых помещений или нанимате­ли не принимали решения об изменении порядка оплаты оказанных услуг, управ­ляющая организация не имела права в одностороннем порядке изменить сложившийся по­рядок, так как законом не определена обязанность управляющей организации устанавли­вать порядок оплаты за оказанные услуги. ООО «Управляющая компания Заволжского района» не вправе менять струк­туру платы за коммунальные услуги, так как законодательством не предусмотрено внесе­ние в платежный документ для граждан оплаты промежуточных действий исполните­ля услуг с целью предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а именно расхода и подогрева воды. ООО «Управляющая компания Заволжского района» ст. ст. 12, 154 Жилищного кодекса РФ нарушило права потребителей на по­лучение достоверной информации об оказываемых исполнителем услугах, установ­ленного ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой изготови­тель (исполнитель, продавец) обязан предоставлять потребителю достоверную ин­формацию о товарах (работах, услугах). Так как собственники жилых помещений в многоквар­тирных жилых домах, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания За­волжского района», не принимали в установленном Жилищным кодексом РФ порядке решения об изменении порядка оплаты за коммунальные услуги по отоплению и го­рячему водоснабжению и не информировали об этом управляющую организацию, то в действиях управляющей организации, выразившихся в начислении собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирных домов платы за отопление и по­догрев горячей воды по отдельной квитанции, усматривается нарушения ст. 308 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 12, 154, 155, 162 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 8, 37 Закона РФ «О защите прав потребителей», п.п. 38, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

viktor Дата: Понедельник, 14.01.2013, 00:53 | Сообщение # 2

viktor
Offline
R: Генерал-полковник
Сообщений: 967
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела и заключение Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Судом установлено, что ООО «УК Заволжского района г. Твери» является управляющей компанией в отношении ряда многоквартирных домов города Твери, то есть исполнителем в отношении жителей многоквартирных домов, являющихся потребителями коммунальных услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307) (с изменениями от 29 июля 2010 г., 6 мая 2011 г.) регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В настоящих Правилах используются следующие определения:
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях; "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-­правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с ч. 4 ст.155 Жилищного Кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 Жилищного Кодекса РФ.
В силу п. 6.2 названной статьи, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
На основании Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 02 мая 2007 года № 8166-РМ/О7 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», в соответствии с п.6 Постановления Правительства РФ от 23.05.200б г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам, с ч. l ст. 157 ЖК РФ и п. 15 Правил, при расчете исполнителем коммунальных услуг размера платы за коммунальные услуги. Учитываются тарифы на: холодную воду, горячую воду, водоотведение, электрическую энергию, газ, тепловую энергию.
Таким образом, указанными выше законами и нормативными актами прямо определен перечень коммунальных услуг.
Никакие другие услуги коммунальными не являются.
Судом установлено, сторонами не оспаривается, что с ДД.ММ.ГГГГ потребители коммунальных услуг в многоквартирных домах г. Твери, управляемых ООО «Управляющая компания Заволжского района» получают два счета на оплату жилищно-­коммунальных услуг. Один - от управляющей компании на оплату услуг по содержанию общего имущества дома и коммунальных услуг, за исключением услуг по теплоснабжению (отоплению и горячему водоснабжению). Второй - от ООО «Тверьтепло» на оплату услуг по теплоснабжению.
Данный факт подтверждается копиями отдельных счет-извещений, согласно которых потребителю коммунальных услуг по адресу: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлены счета за отопление и подогрев горячей воды в пользу получателя – в пользу ОАО «ТКС», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлены счета за отопление и подогрев горячей воды в пользу получателя – ООО «Тверьтепло», также за горячую воду – в пользу ООО «УК Заволжского района» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об услуге - горячее водоснабжение и ее стоимости платежные документы не содержат, что является нарушением выше указанных норм закона.
В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306)(с изменениями от 6 мая 2011 г.) определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В платежном документе указываются:
а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно ­телекоммуникационной сети общего пользования.
В платежных поручениях ООО «Управляющая компания Заволжского района», не указано:
- в договорах управления сведения об изменении порядка оплаты коммунальных услуг,
- в основном платежном документе в полном объеме информацию об оплачи­ваемых потребителем коммунальных услугах, а именно о цене услуги за отопление, о наименовании и цене услуги за горячее водоснабжение (указана услуга «ГВ расход»),
- в дополнительном платежном документе информацию об услуге за горячее водоснабжение и ее цене (указана услуга «ГВ подогрев»).
Ненадлежащее начисление платы за услугу по горячему водоснабжению по мнению суда также под­тверждается требованиями ст. 154 ЖК РФ, согласно которой в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги включена плата за коммунальные услуги.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам под комму­нальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснаб­жению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия прожи­вания граждан в жилых помещениях.
На основании п. 16 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации. Иные лица не вправе принимать решения но указанным вопросам.
ООО «Управляющая компания Заволжского района» не вправе менять струк­туру платы за коммунальные услуги, так как законодательством не предусмотрено внесе­ние в платежный документ для граждан оплаты промежуточных действий исполните­ля услуг с целью предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а именно расхода и подогрева воды.
Указанное подтверждено Минрегионразвития РФ в письме от 02 мая 2007 года № 8166-РМ/О7 «О применении тарифов для расчета размера платы за коммунальные услуги», в котором указано о недопустимости практики расчета размера платы за го­рячее водоснабжение отдельно по тарифам «За тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» и по тарифам на холодную воду. Как следует из данного разъяснения холодная вода и тепловая энергия являются ресурсами, которые перерабатываются в технологическом процессе приготовления горячей воды оборудованием в составе общего имущества в многоквартирном доме, то есть, потребителям в качестве услуг не поставляются.
Ст.ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривают право потребителя: на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах); требования предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
В соответствии со ст. 9, 10 указанного закона, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы, а также обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Ст. 5 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений, может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В ч. 1 ст. 8 названного Закона определено, что граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно ч. 2 ст. 8 названного Закона гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В платежных документах на оплату услуг в качестве «получателя» указано ООО «Тверьтепло», не являющееся для потребителя исполнителем в соответствии Договором между нанимателем и управляющей компанией, что нарушает права потребителя на достоверную информацию об исполнителе.
Согласно ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребите­лей» установлено, что потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.
Согласно ст. 37 Закона РФ «О защите прав потребителей» договоры, заключен­ные собственниками жилых помещений на управление многоквартирными домом с ООО «Управляющая компания Заволжского района», должны содержать условия о порядке оплаты оказываемых услуг.
Гражданским кодексом РФ (ст. 452) установлено, что соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Договоры управления многоквартирными домами заключены гражданами с управляющей компаний в письменной форме. Дополнительные согла­шения к договорам должны быть оформлены письменно.
Согласно показаниям представителя ответчика ООО «УК Заволжского района» следует, что ответчик при разделе счетов руководствовался указаниями администрации г. Твери.
В соответствии с п. 16 cт. 12 Жилищного кодекса РФ установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядке расчета и внесения такой платы относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Согласно п. 5.2.6.5 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 г. N 40 ) ( с изменениями от 14, 19 марта 2005 года, 01 февраля, 21 апреля 2006 года, 25 октября 2007 г., 29 мая, 13 октября, 7 ноября, 29 декабря 2008 г., 27 января, 31 марта, 15 сентября 2009 г., 20 февраля, 24 мая, 15,30 июня, 26 июля 2010 г., 24 марта, 3 августа, 21 октября, 3 ноября 2011 г.) порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям относится к исключительной компетенции Минрегиона России.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В силу ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По заключенному договору между потребителями коммунальных услуг и управляющей компании - ООО «УК Заволжского района г. Твери» кредитором по предоставлению коммунальных услуг являются собственники многоквартирных жилых домов, а должником - управляющая компания ООО УК Заволжского района г. Твери», обязанное выполнить определенные действия - предоставить коммунальные услуги.
По оплате предоставляемых услуг правовое положение сторон договора изменяется.
В силу п. 3 ст. 308 Гражданского кодекса РФ обязательство не создает обя­занностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглаше­нием сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении од­ной или обеих сторон обязательства.
На основании ст. 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Третье лицо, подвергающееся опасности утратить свое право на имущество должника (право аренды, залога или др.) вследствие обращения кредитором взыскания на это имущество, может за свой счет удовлетворить требование кредитора без согласия должника. В этом случае к третьему лицу переходят права кредитора по обязательству в соответствии со статьями 382 - 387 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если должник не был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим для него неблагоприятных последствий. В этом случае исполнение обязательства первоначальному кредитору признается исполнением надлежащему кредитору.
Таким образом, указанные нормы предусматривают возможность передачи исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования от нанимателей по оплате коммунальных услуг, при этом, закон может установить дополнительные требования к данному порядку, но только в соответствии с законом.
В силу п. 6.3 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 Жилищного кодекса РФ.
П.7.1. Жилищного кодекса РФ предусматривает, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как указано выше, ООО «УК Заволжского района г. Твери» является управляющей компанией в отношении многоквартирных домов по договору управления с жителями этих домов.
Между ООО «УК Заволжского района г. Твери» и ООО «ЕРКЦ» заключен Агентский договор № от ДД.ММ.ГГГГ на производство расчетов и обработке платежей населения за жилищно­-коммунальные услуги.
Согласно данного договора ООО «ЕРКЦ» обязуется формировать и печатать извещения (счета-квитанции) на оплату жилищно-коммунальных и иных населению, а ООО «УК Заволжского района г. Твери» обязуется производить оплату данных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК Заволжского района г. Твери», ООО «ЕРКЦ» и ОАО «ТКС» было заключено трехсторонне дополнительное соглашение к Агентскому договору об оказании услуг населению, сбору и перечислению платежей населения за коммунальные услуги.
Согласно дополнительного соглашения ООО «УК Заволжского района г. Твери», являющаяся Заказчиком и ООО «ТКС» - Ресурсоснабжающая организация поручают, а Исполнитель – ООО «ЕРКЦ» обязуется совершать от имени Заказчика и за счет ресурсоснабжающей организации начисление платы нанимателям и собственникам жилых помещений многоквартирных домов г. Твери, находящихся в управлении ООО «УК Заволжского района г. Твери» (п. 1.1).
Ресурсоснабжающая организация обязана: предоставлять Заказчику информацию об изменении ставок и тарифов на коммунальные услуги; возвращать заказчику акты фиксации качества коммунальных услуг; принимать к оплате предоставленные исполнителем акты выполненных работ и выставленные счета; счета-фактуры; учитывать в расчетах за поставленные в адрес Заказчика ресурсы платежи, поступившие от потребителей заказчика.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена стороны ресурсоснабжающей организации на ООО «Тверьтепло».
На основании Соглашения о замене стороны «Ресурсоснабжающей организа­ции» по дополнительному соглашению б/н от ДД.ММ.ГГГГ к агентскому договору об оказании услуг по начислению, сбору и перечислению платежей населения за комму­нальные услуги («Горячее водоснабжение» и «Отопление»), заключенного между ООО «Управляющая компания Заволжского района», ООО «ЕРКЦ», ОАО «Тверские коммунальные системы», ООО «Тверьтепло» плата за услуги по отоплению и горя­чему водоснабжению перечисляется ООО «ЕРКЦ» напрямую ООО «Тверьтепло» по­средством выделения из единого платежного документа на оплату жилищно-­коммунальных услуг, оказываемых ООО «Управляющая компания Заволжского рай­она» в рамках договоров управления многоквартирными домами, и выставления от­дельного платежного документа на услуги по отоплению и горячему водоснабжению.
Ответчиком и третьими лицами не оспаривается тот факт, что Решение по изменению порядка начисления коммунальных платежей было принято в одностороннем порядке, без согласия собственников жилых помещений, изменений в договор между потребителями коммунальных услуг и управляющей компанией (исполнителем) не вносилось.
Указанное Решение, не соответствующее законодательству, напрямую ущемляет интересы собственников жилых помещений в части реализации закрепленного законом права управлять своим имуществом и принимать решения о порядке оплаты коммунальных услуг.
Анализ приведенных норм законодательства и обстоятельств дела позволяет суду сделать вывод о том, что действия ООО «УК Заволжского района г. Твери» (исполнителя) по изменению в одностороннем порядке условий договора управления многоквартирным домом, начисление платежей в пользу третьих лиц - ресурсоснабжающей организации, являются незаконными, нарушающими права граждан на надлежащую информацию и управление своим имуществом.
Доводы ответчика и третьего лица об отсутствии прямого запрета на осуществление подобных расчетов не основаны на законе, так как в данном случае порядок внесения гражданами платежей за коммунальные услуги законом регламентирован. Изменять данный порядок вне установленной процедуры ответчики не вправе.
Ссылка представителей ответчика и третьего лица на предоставленное ст. 382 ГК РФ полномочие кредитора передать принадлежащее ему право (требование) другому лицу по сделке (уступка требования) также не подтверждает правомерность действий ответчиков.
Обязанность потребителей коммунальных услуг по их оплате управляющей организации вытекает из договора на управление многоквартирным домом, неразрывно связана с объемом обязательств и ответственности последней в рамках такого договора, в том числе по предоставлению коммунальных услуг, производству необходимых перерасчетов в случае отступления от нормативных требований к их качеству; содержанию общего имущества многоквартирного дома, представлению гражданам необходимой информации. В такой ситуации личность кредитора, осуществляющего сбор денежных средств потребителей коммунальных услуг, имеет для них существенное значение, поэтому в силу п. 2 ст. 388 ГК РФ не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству потребителей, связанному с оплатой коммунальных услуг. Как указано выше, законом предусмотрено, что такое согласие должно быть выражено в форме принятия собственниками жилых помещений многоквартирного дома соответствующего решения.
На основании п. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии со ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Согласно Адресного списка обслуживаемого жилищного фонда г. Твери, в Заволжском районе расположены 344 жилых дома, управление которыми непосредственно или с привлечением подрядчика осуществляет ООО «УК Заволжского района г. Твери».
Учитывая право гражданина, гарантированного Конституцией РФ (ст.27) на свободу выбора места жительства, состав и численность жителей многоквартирных домов постоянно меняется, в связи с чем индивидуализировать потребителя невозможно, круг потребителей, чьи законные права и интересы нарушены, является неопределенным.
На основании этого, суд не соглашается с доводом ответчика и третьего лица - ООО «Тверьтепло» о том, что прокурор не вправе обращаться в суд с настоящим иском.
В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту неопределенного круга лиц, указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также содержится ссылка на закон и иные нормативные правовые акты, предусматривающий способ защиты этих интересов (часть 3 статьи 131 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - населения Заволжского района г. Твери, проживающего в домах управления ООО «УК Заволжского района г. Твери». Заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований. Таким образом, суд считает необходимым взыскать с ООО «Управляющая компания Заволжского района» государственную пошлину в размере 4000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Твери в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Управляющая компания Заволжского района» о признании незаконным действий по начислению потребителям коммунальных услуг, находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», платежей за потребленные коммунальные услуги – отопление и горячее водоснабжение в пользу ООО «Тверьтепло» и обязании начислять потребителям коммунальных услуг платежи за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации ООО «Управляющая компания Заволжского района», удовлетворить.
Признать незаконными действия ООО «Управляющая компания Заволжско­го района» по начислению потребителям коммунальных услуг, проживающим в мно­гоквартирных жилых домах, расположенных на территории Заволжского района го­рода Твери и находящихся в управлении ООО «Управляющая компания Заволжского района», платежей за потребленные коммунальные услуги отопление и горячее водо­снабжение в пользу ресурсоснабжающей организации.
Обязать ООО «Управляющая компания Заволжского района» начислять по­требителям коммунальных услуг в жилых домах в Заволжском районе города Твери по договорам управления платежи за горячее водоснабжение и отопление в пользу управляющей организации ООО «Управляющая компания Заволжского района».
Взыскать с ООО «Управляющая компания Заволжского района» государственную пошлину в размере <данные изъяты> копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд путем подачи жалобы или апелляционного представления через Заволжский районный суд города Твери в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено «18» июня 2012 года.
Председательствующий Решение не вступило в законную силу

Легко Дата: Понедельник, 14.01.2013, 13:41 | Сообщение # 3

Легко
Offline
R: Генерал-лейтенант
Сообщений: 719
Решение вступило в законную силу?

Форум » Юридический раздел » ЖКХ : пробелы, проблемы и их решения » Решение о незаконности оплаты через РКЦ в РСО (Тверь)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: