Четверг, 25.04.2024, 21:07
Просроченный паспорт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Время
Привет !
25.04.2024
21:07
Добро пожаловать! Пожалуйста, зарегистрируйся или войди под своим ником!
Меню сайта
Главная » Статьи » Cтатьи

Продажа автомобиля по доверенности
Фирма, предоставляет услуги по «переоформлению» автомобилей. Сотрудник выписывает справку-счет, выдаваемую покупателю, на имя того же лица, которое предъявило ему нотариальную доверенность от продавца. 
Действительно, «комиссионный магазин» действительно не участвовует в расчетах между сторонами и не становился хотя бы на мгновение собственником автомобиля. Иначе говоря, при т.н. «переоформлении» машины сделка совершалась только одна: между ее прежним собственником-продавцом, действующим через доверенное лицо, и покупателем, да и та в письменной форме в виде договора не оформлялась. При этом получалось, что новый собственник одновременно представлял старого на основании доверенности и заключал договор с самим собой. Возникала явно оспоримая сделка.

Хотя надо было для соблюдения закона заключать две последовательные сделки: старый собственник – магазин и магазин - новый собственник.

Так называемая «продажа по доверенности» стала чуть ли не превалирующей формой перехода права собственности на автомобили.

Действительно, продавцу удобно! Сходил один раз к нотариусу - выдал доверенность, получил плату, передал счастливому приобретателю автомобиль, ключи, документы и всё: пребываешь в счастливой уверенности, что раз и навсегда освободился от всех хлопот.

Но бремя собственности потому и называется «бременем», что его зачастую не сбросишь, легкомысленно пренебрегая законом. Негативные последствия многолетнего небрежного обращения со своим правом собственности для десятков тысяч граждан сегодня выражаются в виде вполне материальных потерь при уплате налогов, а о реальной возможности наступления гораздо более серьезных неприятностей многие даже не подозревают.

После вступления в силу гл. 28 Налогового кодекса РФ «Транспортный налог» десятки тысяч бывших автовладельцев обнаружили в почтовых ящиках уведомления о необходимости его уплаты за транспортные средства, которые они «продали по доверенности» много лет назад.

Оказалось, что покупатели их автомобилей не совершили после покупки никаких юридически значимых действий, чтобы зафиксировать свое право, т.е. автомобили остались зарегистрированными на имя прежних собственников. А последним о судьбе давно отчужденного «железного коня» сегодня, как правило, уже ничего не известно. Более того, зачастую и не могло быть известно, т.к. «конь» мог обращаться среди быстроменяющихся «всадников» в порядке «передоверия».

Для лучшего понимая того, что же делать гражданам, которые не могут воспользоваться сомнительной с точки зрения права и весьма трудно применимой поблажкой, предоставленной ст. 357 Налогового кодекса РФ, разберем юридический состав правоотношения, возникающего при т.н. «продаже автомобиля по доверенности». Одним из документальных доказательств наличия этого правоотношения является выдача собственником автомобиля – его покупателю доверенности с правом распоряжаться вещью.

Указанная доверенность выдается продавцом, фамилия которого последней указана в паспорте транспортного средства, и при этом само «доверенное лицо» уплачивает продавцу цену за автомобиль, как правило, выдавая продавцу расписку,

Парадокс состоит в том, что именно выдача доверенности позволяет при желании в спекулятивных целях оспорить совершение сделки купли-продажи. Как показано ниже, такое желание вполне может возникнуть у заинтересованных лиц по разным причинам через весьма значительное время.

При отсутствии доверенности, не было бы сомнений, что между указанными лицами совершается сделка купли-продажи автомобиля. Вручение вещи – место имеет. Уплата рыночной цены товара – происходит (элемент возмездности). Воля сторон именно на переход права собственности также имеет место. Это обстоятельство подтверждается не только самим жаргонным названием происходящего - «продажа по доверенности», но и дальнейшим поведением сторон, одна из которых перестает интересоваться судьбой выбывшего имущества.

Даже форма сделки соблюдена. Согласно статьям 159, 161 ГК, если моменты совершения сделки и ее исполнения совпадают, то препятствий для продажи автомобиля любой стоимости в устной форме нет, т.к. согласно п.2 ст.130 ГК РФ регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Федеральный закон о государственной регистрации названных транспортных средств в смысле, придаваемом этой процедуре гражданским кодексом, отсутствует. Имеет место лишь специальная регистрация автомашин для целей допуска к участию в дорожном движении (п. 3 ст. 15 Закона «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (с изменениями 12 августа 2004 г.)).

Строгую картину законной купли-продажи портит факт выдачи доверенности. Выдача доверенности сама по себе односторонняя сделка. При этом выдающее доверенность лицо полагает себя собственником автомобиля и распоряжается им.

Получается следующий казус. Если доверенность выдана до уплаты денег и передачи вещи, то такую доверенность нельзя считать недействительной, но ее действие прекращается с утратой доверителем права собственности на автомобиль, т.е. через несколько минут после выдачи.

Если же к нотариусу стороны обратились после фактической продажи автомашины, то доверенность изначально ничтожна и не должна использоваться. Впрочем, ее незаконное использование новым собственником для целей регистрации своего возникшего на основании устной сделки права на автомобиль в органах ГАИ-ДОБДД не наказуемо, т.к. нет никакого злоупотребления, а для прежнего собственника именно такой исход наиболее благоприятен.

Если же новый собственник, не произведя регистрацию автомобиля на свое имя себя, предъявляет инспектору ГИБДД недействительную доверенность и ПТС на имя прежнего владельца, то он не совершает даже правонарушения, предусмотренного ст. 12.3 КоАП «УТС водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных ПДД». Это видно из нормы п. 2.1.1 указанных правил.

Однако всё хорошо только до тех пор, пока между сторонами сделки не возникает спор о праве на вещь или, что случается гораздо чаще, вопрос установления владельца встает перед судом при причинении вреда третьим лицам означенным средством повышенной опасности.

В силу ст. 1079 ГК обязанности по возмещению вреда возлагаются на его владельца. Как разъяснил Верховный суд РФ: «Под владельцем источника повышенной опасности следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям», включая наличие доверенности на управление транспортным средством.

Пример:

Автомобиль причиняет вред здоровью гражданина. При этом водитель скрылся с места происшествия, или оказался несовершеннолетним, или срок его доверенности истек, или возникло недействительное передоверие, или … всё что угодно иное.

По регистрации ДОБДД потерпевшие разыскивают последнего зарегистрированного этим органом собственника и предъявляют ему иск. Надлежащий это окажется ответчик или ненадлежащий будет устанавливать суд, но к участию в процессе, последний зарегистрированный собственник будет привлечен обязательно. Таким образом, хлопоты лицу, «продавшему автомобиль по доверенности» обеспечены.

Конечно, если первый покупатель окажется добросовестным гражданином и подтвердит факт покупки и перехода права собственности на него, то больших проблем у продавца быть не должно.
А если первый покупатель отказывается признать себя собственником ? А если он утверждает, что понятия не имеет, каким образом автомобиль, которым он действительно когда-то пользовался по доверенности, попал к водителю, совершившему аварию? Тогда продавцу придется звать свидетелей, если таковые найдутся, и объяснять суду, что доверенность была притворной. Не исключено, конечно, что суд примет позицию продавца, но равновероятно, что отвергнет.

Презумпция, установленная ст. 1079 ГК, требует именно от зарегистрированного собственника доказательств того, что источник повышенной опасности выбыл из его обладания в результате противоправных действий третьих лиц.
Доказательств! 

А какие могут быть доказательства, когда первое звено цепи последовательного владения автомобилем, на которое хотелось бы переложить ответственность, недоступно, а последние звенья, например, просто не дают суду показаний о процедуре получения транспорта в пользование? Разве, что состоится приговор по уголовному делу об угоне (статья 166 УК. «Неправомерное завладение автомобилем или иным ТС без цели хищения»).

В общем случае (ч. 1 ст. 357 НК) налогоплательщиком по «Транспортному налогу» признаются «лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы ТС». Поскольку в российском законодательстве имеется лишь регистрация для целей допуска к участию в дорожном движении можно сделать следующие выводы. Во-первых, плательщиком налога является лицо последним упомянутое в ПТС, во-вторых, владельцы выставочных авто и трековые Шумахеры налог платить не обязаны, если не собираются ездить по улицам.

Продавцам «по доверенности» ввиду массовости явления, законодатель дал следующую «льготу».

Согласно ч. 2 ст. 357 Налогового кодекса налогоплательщиками должны быть признаны лица, приобретшие транспортные средства «по доверенности» до введения в силу новой редакции норм о транспортном налоге (30 июля 2002 года). Действительно нет оснований считать, что эта обязанность остается на продавце, т.к. право собственности на транспортные средства непосредственно связано с действиями по госрегистрации только для кораблей, самолетов и космических аппаратов.

Если не считать ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" Принятый Государственной Думой 25 февраля 2009 года.


Однако налоговые органы требуют, чтобы налогоплательщик доказал сам факт передачи автомобиля конкретному лицу в конкретное время (п. 7 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС РФ от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177). Многие комментаторы не согласны с такой, как всегда ущемляющей права налогоплательщиков, процедурой ч. 2 ст. 357 НК.

 В самом деле, как можно отличить «продажу по доверенности» от нормальной без отчуждения права собственности временной передачи автомобиля на основании доверенности? Только со слов продавца. Но если он, выдавая доверенность, не слишком законно прикрывающую продажу, заведомо вольно обращался с законом? Как же ему можно верить?

Три года – предельный срок действия доверенности. После истечения срока действия доверенности, переданный автомобиль начинает находиться во владении нового собственника, хотя и на законном основании (устная сделка), но не оформленным в установленном законодательством порядке. А потому новый владелец без участия «старого» не имеет права ни ездить по дорогам, ни пройти техосмотр, ни снять автомобиль с учета в ДОБДД. При этом он не обязан вернуть автомобиль зарегистрированному собственнику, однако если продолжит эксплуатацию, то совершит административное правонарушение - ст. 12.1 КоАП. И отказаться от своего зарегистрированного права собственности, например, в пользу государства (ст. 9 ГК), чтобы не платить налоги, старому собственнику невозможно; новому проще – собственность без бумажной волокиты можно физически ликвидировать (разобрать, сдать в утиль и т.п.).

- можно провести самостоятельный розыск приобретателя и узаконить с его участием имевшие место правоотношения в установленном порядке. Это наиболее правильный и рекомендуемый вариант.

- можно снять автомобиль с учета в ДОБДД для утилизации. Анализ нормативных актов о порядке регистрации автомобилей показывает, что эту процедуру сегодня можно провести без восстановления ПТС, т.к. копия ПТС имеется в деле регистрации в ДОБДД, а представлять утилизируемый автомобиль в ДОБДД перед утилизацией не требуется.

От налогов субъект, утилизировавший неизвестно где в действительности эксплуатирующийся автомобиль, освободится. Но при этом гражданин-утилизатор своим заявлением подтверждает тот факт, что на момент его подачи он полагает именно себя владельцем автомобиля. Соответственно он должен смириться со всеми вытекающими и описанными выше рисками, подстерегающими владельца средства повышенной опасности, по своей вине утратившего контроль над ним.

Следует отметить, что снятие автомобиля с учета по названной процедуре не затронет прав приобретателей. Они всегда смогут восстановить свои права на автомобиль и поставить его на учет.

Но именно поэтому ДОБДД, полагаю, имеет право отказать в совершении регистрационных действий по снятию с учета при отсутствии автомобиля и техпаспорта. Однако со слов сотрудников ДОБДД Москвы именно этот путь наиболее распространен.

- По истечении срока доверенности владелец заявляет об угоне (ст. 166 УК) транспортного средства и представляет в налоговые органы соответствующий милицейский документ, подтверждающий факт хищения. После этого он имеет возможность прекратить платить налог на основании п.п.7 п. 2 ст. 358 НК.

Правда, такие действия явно не соответствует природе правоотношений, сложившихся между зарегистрированным собственником и фактическим владельцем: машина была продана, т.е. право собственности перешло к приобретателю, хотя сделка и была заключена в устной форме, так что появляются основания для обвинения заявителя в заведомо ложном доносе ч. 1 ст. 306 УК.

Последний вариант поведения может быть рекомендован для использования на практике в тех случаях, когда нет никакой возможности найти покупателя, а рисковать имуществом, навечно оставаясь последним зарегистрированным владельцем средства повышенной опасности, не хочется.

Полагаю, возможным установить факт продажи автомобиля в судебном порядке, а затем снять автомобиль с учета на основании решения суда (гл. 28 ГПК РФ).

Трудность создания подобного прецедента состоит в том, что в гражданском процессе судами обычно устанавливаются т.н. «позитивные» факты: например, факт наличия права собственности. Но в данном случае нет законодательных препятствий и для установления «негативного» факта утраты этого права при конкретных обстоятельствах.

Установление этого факта совершенно необходимо зарегистрированному собственнику для освобождения от статуса налогоплательщика, и при отсутствии информации о сегодняшнем владельце автомобиля другого законного пути для этого нет. Вероятно, суд должен принять дело к рассмотрению, т.к. все требования ст. 265 ГПК соблюдены.

Категория: Cтатьи | Добавил: viкtor (06.04.2009) E
Просмотров: 3066 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Инфо
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Пользователи онлайн:


Общий взгляд
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
1
Auto Web Pinger Проверка тиц
Карта
website monitoring results and uptime stats