3.1 жилищно-коммунальные услуги: Действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды. 3.2 исполнитель, потребитель: по ГОСТ Р 50646. 3.3 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта и восстановлению ресурса изделия или его составных частей.
3.4 техническое обслуживание: Комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.
3.5 эксплуатация: Стадия жизненного цикла объекта, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество (работоспособное состояние).
4.1 Жилищно-коммунальные услуги должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, нормативной и технической документации на услуги конкретного вида, а также условиям договора между исполнителем и потребителем.
4.2 Потребительские свойства и режим предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения должны соответствовать составу выполняемых услуг, периодичности и срокам, в течение которых исполнитель должен их выполнять, и действующим стандартам и нормативам.
4.3 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.156, ГОСТ Р 50645, ГОСТ Р 51185, СНиП 2.08.01, СНиП 2.08.02, [1], [2].
4.3.1 Жилые здания, коммунальные гостиницы и прочие коммунальные места проживания признаются непригодными для проживания в соответствии с требованиями [3].
4.3.2 Строительные конструкции жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания подлежат полной замене при физическом износе 61% и более [4].
4.3.3 При капитальном ремонте жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания следует осуществлять:
- устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные, экономичные и энергосберегающие, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий;
- улучшение планировки, повышение уровня благоустройства помещений;
- устранение неисправностей автоматических систем противопожарной безопасности;
- оснащение недостающими видами инженерного оборудования (обеспечивающими энергосбережение, измерение и регулирование потребления тепла, холодной и горячей воды, электричества и газа и др.);
- благоустройство придомовой территории.
4.4.2 Исполнитель должен осуществлять техническое освидетельствование лифта не реже одного раза в год.
Эксплуатация лифта, у которого истек указанный в паспорте срок работы, допускается по результатам технического освидетельствования.
4.5 При оказании услуг внутридомового освещения мест общего пользования должны применяться светильники в безопасном исполнении.
4.6 Исполнитель, оказывающий услуги по техническому обслуживанию и ремонту мусоропровода, должен обеспечивать:
- уборку загрузочных клапанов и бункеров;
- удаление отходов из мусороприемных камер, уборку мусороприемных камер;
- мойку сменных мусоросборников; нижней части ствола и шибера мусоропровода;
- очистку и дезинфекцию всех элементов ствола мусоропроводов и сменных мусоросборников;
- профилактический осмотр;
- устранение засоров;
- устранение дефектов и неисправностей в конструкции и работе механизмов мусоропровода.
4.7 При оказании услуг по сбору бытовых отходов на придомовой территории должны быть установлены сборники для твердых отходов:
- переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 дм3, установленные под навесом, - для жилых домов с населением до 200 человек;
- контейнеры вместимостью до 800 дм3 - для домов с населением 200 человек и более.
В неканализированных зданиях должны быть установлены сборники (выгребы) для жидких отходов [7].
4.8 Услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов должны оказываться в следующие сроки:
- не реже одного раза в три дня - при температуре воздуха до 14 °С;
- ежедневно - при температуре воздуха выше 14 °С;
- по мере накопления - нечистоты и помои неканализированных домовладений, крупногабаритные бытовые отходы.
Нормы вывоза бытовых отходов приведены в приложении А.
4.9 Содержание придомовых территорий каждого домовладения должно обеспечить свободный проезд (подъезд) технических средств специальных служб (пожарная, спасательная, санитарная и другая техника).
Придомовая территория каждого домовладения должна иметь санитарный паспорт.
4.10 Услуги по уборке внутриподъездных и придомовых площадей, газонов, детских, спортивных, хозяйственных и других площадок, санитарно-гигиенической очистке жилых зданий и придомовых территорий должны соответствовать требованиям [1], [8].
4.11 Услуги по содержанию и уходу за зелеными насаждениями придомовых территорий должны оказываться исполнителем в агротехнические сроки согласно [9], [10].
Зеленые насаждения должны быть расположены на расстоянии от зданий и сооружений, указанном в таблице 2.
4.12 Потребительские свойства и режим оказания услуг по предоставлению электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды, канализации должны обеспечивать:
- безопасность потребления в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления;
- непрерывность потребления.
4.12.1 Для безопасного потребления услуг должно быть обеспечено соответствие свойств и характеристик:
- электрической энергии - требованиям ГОСТ 13109 и ГОСТ 29322;
- питьевой воды - требованиям [11], [12];
- сетевого газа - требованиям ГОСТ 5542;
- сжиженного газа - требованиям ГОСТ 20448;
- горячей воды - требованиям ГОСТ Р 51232.
4.12.2 Поставка потребителю электрической и тепловой энергии, воды и газа должна осуществляться в количестве, необходимом потребителю для бытового потребления, исходя из проектных возможностей инженерных систем.
При необходимости учета местных условий рекомендуется применять нормы потребления воды, электрической энергии, газа, приведенные в приложении Б.
4.12.3 Оказание услуг по предоставлению потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды должно быть постоянным [13], за исключением времени перерывов:
- для проведения ремонтных и профилактических работ;
- в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
4.12.4 Внутридомовые электрические сети, электротехническая арматура и электрооборудование, водопроводные и канализационные системы, отопительное оборудование, арматура и сети отопления и горячего водоснабжения, системы вентиляции и кондиционирования при физическом износе 61 % и более подлежат полной замене [4].
4.12.5 При эксплуатации внутридомовых электрических сетей, электротехнической арматуры и электрооборудования, водопроводных и канализационных систем, отопительного оборудования, арматуры и сетей отопления и горячего водоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования должна быть обеспечена техническая и информационная совместимость оборудования и приборов учета с соответствующими наружными системами, а также системами сбора, обработки и передачи данных о потреблении воды, тепловой и электрической энергии, газа.
4.13 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту электрических сетей, электротехнической арматуры и электрооборудования должны соответствовать требованиям [1], [14].
4.13.1 Время перерыва в предоставлении электрической энергии потребителю при аварийных ситуациях не должно превышать:
- при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания - времени, необходимого для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной бригады;
- при наличии одного источника питания - 1 сутки [15].
4.13.2 При оказании услуг исполнителем сопротивление изоляции электрических сетей и электротехнической арматуры должно быть не менее 0,5 МОм [15].
4.13.3 Число работающих светильников наружного освещения должно быть не менее 90 % от числа установленных в соответствии с [16].
4.14 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем водоснабжения и канализации должны соответствовать требованиям [1], [17].
4.14.1 Время ликвидации аварий на наружных трубопроводах водоснабжения не должно превышать сроки, установленные СНиП 2.04.02 для различных категорий централизованных систем водоснабжения.
4.14.2 Нормы расхода воды и стоков внутридомовых санитарных приборов должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.01. Отклонения максимальных расходов воды санитарными приборами допускаются в размере не более 10 %.
4.14.3 Внутренний водопровод зданий должен быть герметичен при давлении 1 МПа.
4.14.4 Свободный напор в сети у водоразборных колонок должен быть не менее 0,1 МПа в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02.
4.14.5 Канализационные трубопроводы, фасонные части, стыковые соединения, ревизии, прочистки должны быть герметичны при давлении до 0,1 МПа.
4.15 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения должны соответствовать требованиям СНиП 2.04.08, [1], [18], [19].
4.15.1 Давление сетевого газа, подаваемого в жилые здания, коммунальные гостиницы и прочие коммунальные места проживания, должно быть не более 0,005 МПа.
4.15.2 Внутридомовое газовое оборудование и газопроводы подлежат замене в соответствии с требованиями [18], [19].
4.16 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем отопления и горячего водоснабжения должны соответствовать требованиям [1], [20 - 22].
4.16.1 Продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях:
- не более 16 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 12 °С;
- не более 8 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 10 °С;
- не более 4 ч - при температуре воздуха в помещениях не ниже 8 °С.
4.16.2 В отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 и требованиями СНиП 2.08.01.
4.16.3 Температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 °С [20].
4.16.4 Допустимые отклонения показателей характеристик услуг приведены в таблице 4.
4.17 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем вентиляции и кондиционирования должны соответствовать требованиям [1], [2].
4.17.1 Нормы кратности воздухообмена для различных помещений жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должны соответствовать таблице 3 и СНиП 2.08.01.
4.17.2 Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех помещений при температуре наружного воздуха 5 °С и ниже.
4.17.3 При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10 %, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 °С.
4.18 Сроки устранения неисправностей в жилых зданиях, коммунальных гостиницах и прочих коммунальных местах проживания приведены в приложении В.
4.19 Учет, контроль и оценку технического состояния жилищного фонда следует выполнять в соответствии с требованиями [4], [23].
5.1 Жилищно-коммунальные услуги и условия их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей, окружающей природной среды.
5.2 При предоставлении услуг исполнители должны соблюдать следующие требования:
- пожарной безопасности - по ГОСТ 12.1.004, СНиП 21-01, [24];
- к уровням шума - по [25];
- взрывобезопасности - по [19], [20];
- электробезопасности - по [26], [27].
5.3 При оказании услуг исполнитель должен соблюдать требования санитарных правил и норм для:
- жилых зданий - [25], [27-30];
- общежитий - [25], [29-31];
- общественных уборных - [32].
5.4 Изделия, вещества и материалы, используемые для оказания услуг, должны соответствовать требованиям стандартов, норм и правил пожарной безопасности, санитарных правил и норм, а также другой нормативной и технической документации.
5.5 Изделия, вещества и материалы, подлежащие обязательному подтверждению соответствия и используемые исполнителем для оказания услуг, должны иметь сертификат соответствия и знак соответствия в сопроводительной технической документации или сведения о подтверждении соответствия посредством принятия декларации о соответствии.
5.6 Размещение производственного оборудования, материалов, заготовок, полуфабрикатов и отходов производства на непостоянных рабочих местах не должно представлять опасности для работающего персонала и потребителей. В случаях, предусмотренных действующими правилами безопасности, должны быть установлены предупредительные знаки в соответствии с ГОСТ 12.4.026.
5.7 К оказанию жилищно-коммунальных услуг допускаются лица, прошедшие обучение и инструктаж в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004. 6 Требования охраны окружающей среды
6.1 Экологическая безопасность жилищно-коммунальных услуг (работ) должна обеспечиваться соблюдением установленных требований охраны окружающей среды согласно требованиям государственных стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, нормативной и технической документации.
6.2 Охрана окружающей среды при оказании услуг должна обеспечиваться соблюдением:
- предельно допустимых уровней шума, вибрации и иных физических воздействий [25], [27 - 30];
- нормативов санитарных и защитных зон - в соответствии с требованиями СНиП 2.04.03, СНиП 2.07.01, [33];
- требований охраны зеленых насаждений [9].
6.3 Не должно наблюдаться вредных воздействий на окружающую среду как при производственном процессе предоставления услуг, так и при потреблении услуг.
7.1 Для контроля характеристик и свойств жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых исполнителями, следует использовать следующие методы:
- визуальный контроль (осмотр зданий и сооружений, применяемого оборудования, помещений для хранения материалов и пр.);
- аналитический (анализ документации - содержание договоров, актов проверки на прочность и герметичность коммуникаций, актов сдачи-приемки ремонтных работ, журналов диспетчерских служб и других документов);
- социологический (опрос или интервьюирование потребителей и др.);
- инструментальный контроль (проверка коммуникаций, режимов работы санитарных приборов и оборудования, показателей температурного и влажностного режима, анализ проб отбора воды и пр.).
7.2 Требования раздела 4, пунктов 5.2, 5.3, 6.2 проверяют в организации, оказывающей жилищно-коммунальные услуги, и у потребителей.
Указанные требования должны соответствовать нормативной документации [1 - 26], а также требованиям стандартов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, технической документации на жилищно-коммунальные услуги.
7.3 Требования 5.4 - 5.7 проверяют на основе анализа нормативных и технических документов на оказываемые жилищно-коммунальные услуги и фактического состояния процесса оказания услуг.
|