Пятница, 26.04.2024, 00:55
Просроченный паспорт
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Время
Привет !
26.04.2024
00:55
Добро пожаловать! Пожалуйста, зарегистрируйся или войди под своим ником!
Меню сайта
Главная » Статьи » Cтатьи

Приказ прокурора области «О мерах по совершенствованию надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» [23.04.2008]
Важнейшей задачей органов прокуратуры на современном этапе является противодействие проявлениям коррупции, масштабы которой создают реальную угрозу стабильности и безопасности общества, наносят существенный вред демократическим институтам, разрушают этические нормы, подрывают веру граждан в справедливость, препятствуют устойчивому развитию общества, порождают социальную напряженность.

Вместе с тем, предоставленные законом полномочия по координации усилий правоохранительных органов области по борьбе с этим явлением прокурорами используются недостаточно эффективно. Ослаблен контроль за исполнением принятых на местах решений и мероприятий, содержащихся в местных программах по борьбе с преступностью.

Оперативная работа правоохранительных органов, направленная на выявление коррупционных преступлений, находится на низком уровне. Имеющиеся оперативные дела с окраской «коррупция» зачастую не содержат достаточных сведений, позволяющих вести эффективную борьбу с этим явлением.

Задачи борьбы с коррупцией не всегда учитываются при планировании и проведении проверок исполнения бюджетного, налогового законодательства, законодательства о государственной и муниципальной собственности, о лицензировании. Не на должном уровне организована работа по выявлению коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах (их проектах) органов государственной власти и местного самоуправления.

Имеют место факты поручения поддержания государственного обвинения по делам о коррупционных преступлениях неопытным сотрудникам, имеющим небольшой стаж работы. Виновным в совершении таких преступлений назначаются неоправданно мягкие меры наказания.

В целях устранения недостатков в работе по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и совершенствования этого направления деятельности, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 53 от 28.03.07 «Об усилении борьбы с коррупцией и нарушениями законодательства о государственной и муниципальной службе», руководствуясь ст.18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Заместителям прокурора области, руководителям структурных подразделений облаппарата по направлениям деятельности, гормежрайспецпрокурорам:

1.1. Надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции считать одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры.

1.2. В организации и осуществлении надзорной деятельности за исполнением законодательства о противодействии коррупции основные усилия сосредоточить на следующих направлениях:

- надзор за законностью правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления, устанавливающих запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан;

- надзор за деятельностью уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления, связанной с осуществлением ими лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур;

- надзор за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе, противодействии коррупции;

- надзор за соблюдением законодательства о закупках продукции (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд;

- надзор за соблюдением подразделениями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, принятии решений по ее проверке и последующей реализацией в делах оперативного учета;

- надзор за обеспечением полного, всестороннего и объективного расследования уголовных дел коррупционной направленности;

- поддержание государственного обвинения по уголовным делам указанной категории;

- информирование граждан о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.

1.3. Осуществляя надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции, следует исходить из следующих основных понятий.

Коррупция – это неправомерное использование должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, руководителем коммерческой или некоммерческой организации своего статуса для незаконного обогащения, незаконного получения различных услуг, либо в иных личных интересах.

Коррупциогенность – закрепленный в нормативном правовом акте (его проекте) механизм правового регулирования, способный вызвать коррупционные действия и (или) решения субъектов правоприменения в процессе реализации ими своих прав и исполнения возложенных на них обязанностей.

Коррупциогенный фактор – нормативное положение, прямо или косвенно допускающее (провоцирующее) коррупционные проявления субъектов правоприменения при его реализации (исполнении).

Коррупционное проявление – препятствующее осуществлению прав и свобод граждан и организаций решение или действие должностного лица, государственного или муниципального служащего, руководителя коммерческой или иной организации, вызванное наличием коррупциогенных факторов.

Преступление коррупционной направленности – преступление, совершенное должностными лицами органов государственной власти и управления (в том числе правоохранительных органов), органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, связанное с использованием ими своего публичного статуса и сопряженные с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и / или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды иным лицам.

Коррупционные проявления со стороны субъектов правоприменения могут выражаться в следующем:

- совершение уголовно-наказуемого деяния, предусмотренного п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 141 (в случае совершения путем подкупа); ч. 3 ст. 159, ч. 3 ст. 160, ст. 170, п. «б» ч. 3 ст. 174, п. «б» ч. 3 ст. 174.1, ч. 2 ст. 178, ст. 183 (в случае совершения путем подкупа), 184, п. «б» ч.3 ст. 188, ст. 201, 202 (в случае совершения с целью извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц), 204, ч.3 ст.210, 285, 285.1, 285.2, 286 (при наличии корыстной или иной личной заинтересованности), 289, 290, 291, 292, 309 (в случае совершения путем подкупа) Уголовного кодекса Российской Федерации;

- совершение административного правонарушения, обладающего признаками коррупции (ст.ст. 5.16, 5.17, 5.18, 5.19, 5.20, 7.27, 15.14, 15.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

- совершение действий и принятие решений, которые формально соответствуют требованиям закона, однако обусловлены корыстной или иной личной заинтересованностью (приоритет в отношении родственников, близких, знакомых; существенное отличие в характере решений при наличии одинаковых критериев оценки их по существу, например, при даче разрешений, при привлечении к административной ответственности; рассмотрение материалов в минимальный срок; необоснованное отступление от порядка очередности рассмотрения заявлений (материалов);

- нарушение уровня принятия решений (принятие решений сверх компетенции органа или должностного лица);

- служебное бездействие (непринятие решений в установленный срок, рассмотрение материалов после его истечения без видимой причины или обоснования; возвращение материалов заявителю без надлежащего обоснования; оставление ходатайства (заявления) без рассмотрения, отказ в регистрации поступающих документов);

- установление непредусмотренных законодательством условий для реализации гражданами и юридическими лицами своих прав (разработка «ограничительных» инструкций, перечней документов, которые могут быть получены только за плату в определенных коммерческих организациях, необходимость оказания заявителем «спонсорской помощи» или внесения денег в фонды и иные некоммерческие организации).

1.4. Обеспечить обмен информацией о нарушениях коррупционного характера со всеми правоохранительными и контролирующими органами и вести его на постоянной и системной основе.

2. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:

2.1. Обеспечить организацию и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность;

2.2. Осуществлять сбор, накопление и анализ информации о состоянии исполнения законодательства о противодействии коррупции, деятельности соответствующих органов исполнительной власти и практике прокурорского надзора в этой сфере;

2.3. Обеспечивать взаимодействие с другими подразделениями облаппарата, а также координировать и контролировать работу гормежрайспецпрокуратур в данном направлении.

3. Начальникам отделов по надзору за соблюдением федерального законодательства, по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, старшим помощникам прокурора области по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков, за исполнением законов о несовершеннолетних, по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления совместно анализировать нормативные правовые акты органов государственной власти области и их проекты, по результатам проведенного анализа готовить совместные заключения об их законности.

Анализ нормативно-правовых актов осуществлять в соответствии с п. 2.2. приказа Генерального прокурора Российской Федерации №155 от 02.10.2007 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления».

4. Старшим помощникам прокурора области по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности, за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков, за законностью исполнения уголовных наказаний, за исполнением законов о несовершеннолетних, начальнику отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания по результатам надзорной деятельности за подразделениями органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, за процессуальной деятельностью следователей УВД, УФСБ и УФСКН, ежеквартально, до 5 числа месяца следующего за отчетным, представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции сведения о состоянии законности в поднадзорных органах в части борьбы с коррупционными проявлениями.

5. Активно использовать электронные и печатные средства массовой информации в целях профилактики коррупции, информировать общественность о результатах проверок наиболее значимой информации о коррупции, о ходе и результатах расследования уголовных дел, о результатах надзорной деятельности прокуратуры по данному направлению.

5.1. Отделу по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, всем гормежрайспецпрокурорам:

5.1.1. Анализировать сообщения о коррупционных проявлениях, поступающие из средств массовой информации. По каждому сообщению при наличии оснований проводить прокурорские проверки, в случае необходимости давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Гормежрайспецпрокурорам о результатах проверок информировать отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с приложением копии публикации.

5.1.2. Не реже одного раза в квартал представлять старшему помощнику прокурора области по связям со средствами массовой информации и общественностью материалы о работе по следующим вопросам:

- организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность;

- привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности;

- защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, представленных законодательством, а также возмещения причиненного вреда;

- своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.

5.2. Руководителям структурных подразделений прокуратуры области материалы по указанным в п. 5.1.2 вопросам представлять по мере поступления данных о практике работы по согласованию с отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

5.3. При подготовке материалов руководствоваться требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 04.03.2008 №34 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей».

5.4. Ответственность за своевременность представления материалов, достоверность и полноту содержащихся в них сведений несут направившие их руководители структурных подразделений прокуратуры области и гормежрайспецпрокуроры.

Любые изменения в текст представленных для опубликования материалов вносятся по согласованию с соответствующими подразделениями прокуратуры области и гормежрайспецпрокурорами, подготовившими указанную информацию.

5.5. Старшему помощнику прокурора области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью ежеквартально анализировать состояние работы по освещению в СМИ результатов деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции, принимать меры по ее совершенствованию.

6. Гормежрайспецпрокурорам:

6.1. Организацию надзора на данном участке осуществлять лично.

6.2. Координационные совещания по вопросам борьбы с коррупцией на местах проводить не реже одного раза в год с приглашением представителей контролирующих органов. О дате и времени проведения совещания уведомлять отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

6.3. В целях активизации работы по проведению мероприятий, направленных на устранение в действующих нормативных правовых актах и их проектах коррупциогенных факторов, а также принятию эффективных мер, позволяющих качественно улучшить состояние законности в этой сфере, обеспечить в 30-дневный срок с момента принятия проверку законности правовых актов органов местного самоуправления (проектов) на предмет их соответствия федеральному и областному законодательству и исключения из них коррупциогенных факторов.

6.4. В случаях выявления несоответствия правовых актов (их проектов) органов местного самоуправления и их должностных лиц законодательству о муниципальной службе, противодействии коррупции, принимать меры прокурорского реагирования, копии которых незамедлительно направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. В случаях нарушения руководителями и должностными лицами территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти законодательства о государственной службе и противодействии коррупции направлять в прокуратуру области мотивированные предложения о внесении актов реагирования и постановке перед руководителями соответствующих территориальных органов исполнительной власти вопроса о привлечении их к ответственности.

6.5. При выявлении нарушений федерального и регионального законодательства о муниципальной службе в части соблюдения муниципальными служащими установленных запретов и ограничений, связанных с замещением должностей муниципальной службы , незамедлительно принимать меры прокурорского реагирования, при наличии оснований инициировать проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, проведение которых брать на контроль.

6.6. Регулярно информировать оперативные подразделения правоохранительных органов о выявленных в ходе прокурорских проверок нарушениях законодательства о государственной и муниципальной службе, о лицензировании, земельного, бюджетного законодательства, принятых по ним мерах реагирования для использования этой информации в организации и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

6.7. Обеспечить подготовку заявлений в порядке гражданского и арбитражного производства, участие в рассмотрении судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел по заявлениям, связанным в том числе с возмещением ущерба, причиненного в результате коррупционных действий должностных лиц органов местного самоуправления; оспариванием их решений, сделок и правовых актов, носящих признаки или создающих предпосылки для коррупционных проявлений. Копии решений судов в 5-ти дневный срок представлять в отдел по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.

6.8. При осуществлении прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью ежемесячно проверять дела оперативного учета с окраской «коррупция». При этом особое внимание обращать на:

- законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных мероприятий, сроков и порядка их ведения;

- законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Изучать дела оперативного учета и другие служебные материалы на предмет наличия в них документов, свидетельствующих об укрытии преступлений.

При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушениях или недостатках при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направлять руководителям органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, письменные требования и поручения в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности и изобличения виновных лиц.

6.9. Организовать надзор за законностью принимаемых следственными органами решений об отказе в возбуждении уголовного дела коррупционной направленности.

Требовать своевременного направления прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, при получении которых в обязательном порядке безотлагательно истребовать материалы доследственной проверки. Проверку законности постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела проводить в течение 5 суток с момента поступления соответствующих материалов.

В случае признания постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене. Принципиально реагировать на волокиту и нарушения норм УПК РФ при проведении доследственных проверок, добиваться привлечения виновных лиц к ответственности.

При согласии с отказом в возбуждении уголовного дела материал незамедлительно представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с заключением о законности и обоснованности принятого решения.

6.10. Обеспечить надлежащий надзор за законностью возбуждения следственными органами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности и соблюдением требований ст.448 УПК РФ об особой процедуре возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ.

При получении копии постановления о возбуждении уголовного дела о преступлениях коррупционной направленности и в отношении лиц, указанных в ст.447 УПК РФ, во всех случаях незамедлительно требовать от следственного органа представления материалов, подтверждающих обоснованность принятого решения, для возможности реализации полномочий прокурора, предусмотренных ч.4 ст.146 УПК РФ.

Направлять в отдел по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции информацию и копию постановления о возбуждении уголовного дела: в отношении лиц, указанных в ст.447 УПК РФ, - в течении 12 часов (с приложением копии заключения суда о наличии признаков преступления), об иных преступлениях коррупционной направленности – в течении 24 часов с момента получения копии процессуального решения.

Признав решение следователя незаконным или необоснованным, в срок не позднее 24 часов с момента получения таких материалов, отменять постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносить мотивированное постановление, копию которого направлять в прокуратуру области.

6.11. Контролировать поступление в прокуратуру копий постановлений следователей о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановлений о приостановлении предварительного следствия в соответствии с ч.2 ст.208, ч.1 ст.213 УПК РФ. Проверять законность и обоснованность принятых решений с изучением материалов уголовных дел, и в случае согласия представлять дела в течение 30 суток с момента принятия решения в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции с заключением о его законности и обоснованности.

6.12. Поддержание государственного обвинения по делам коррупционной направленности поручать квалифицированным работникам. По наиболее значимым делам поддерживать государственное обвинение лично. Копии судебных постановлений по уголовным делам коррупционной направленности представлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в 5-ти дневный срок со дня их провозглашения.

6.13. В 5-дневный срок направлять в отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции копии всех актов прокурорского реагирования по выявленным нарушениям федерального законодательства коррупционной направленности и полученные на них ответы в соответствии с разделами 1-8 отчетности по форме К, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 23 от 11.02.08.

6.14. Разрешение жалоб и обращений граждан и организаций о фактах коррупции брать под личный контроль, обеспечить полную и всестороннюю проверку приведенных в них доводов.

6.15. Ежеквартально (до 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом) анализировать практику прокурорского надзора в указанной сфере, информировать о проделанной работе прокуратуру области, отражая сведения в докладной записке и таблицах статистической отчетности по форме К.

Докладную записку излагать в четком соответствии с пунктами настоящего приказа. Сведения р аздела 6.8 приказа представлять отдельной докладной запиской с соблюдением режима секретности.

Отдельным блоком в докладной записке отражать сведения о должностных преступлениях, предусмотренных ст.ст.285-293 УК РФ с указанием даты возбуждения дела, фабулы, лиц, привлеченных к уголовной ответственности, принятого решения, размера причиненного и возмещенного ущерба.

Сведения о результатах расследования уголовных дел коррупционной направленности (согласно разделу 7 по форме К) излагать подробно с отражением даты возбуждения дела, фабулы, лиц, привлеченных к уголовной ответственности, принятого решения, размера причиненного и возмещенного преступлением ущерба.

6.16. Накопление и систематизацию полученной информации вести в отдельном наряде, состоящем из семи блоков (шесть в соответствии с обозначенными в пункте 1.2 настоящего приказа направлениями надзора, седьмой по координационной деятельности, а также содержащий материалы заседаний рабочих групп).

7. Считать утратившими силу приказ прокурора области № 43 от 08.08.2003 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией», приказ прокурора области №1-с от 08.08.2003 «Об утверждении дополнений к приказу прокурора области №43 «О мерах по повышению эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о борьбе с коррупцией», указание прокурора области № 117/15/1 от 09.01.2007 «О мерах по совершенствованию надзора за исполнением законов о борьбе с коррупцией» и указание прокурора области от 01.12.2006 №103/40 «О порядке предоставления для опубликования материалов о работе органов прокуратуры по противодействии коррупции».

8. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

  С приказом ознакомить заместителей прокурора области, руководителей структурных подразделений облаппарата, направить гормежрайспецпрокурорам для организации исполнения.
Прокурор области государственный советник 
юстиции 3 класса В.М. Чеботарев
Категория: Cтатьи | Добавил: viкtor (27.10.2009)
Просмотров: 3583 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Инфо
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Гости сайта Пользователи


Пользователи онлайн:


Общий взгляд
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
1
Auto Web Pinger Проверка тиц
Карта
website monitoring results and uptime stats